Реализация достижительных мотивов мужчин и женщин на рынках труда разных стран мира

  • Анита Андреевна Поплавская Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
  • Наталья Эдуардовна Соболева Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: достижительная мотивация, достижительные мотивы, трудовые ценности, различия между мужчинами и женщинами, рынок труда, сравнительные исследования

Аннотация

Целью статьи является выявление межстрановых и гендерных различий в распространённости и реализации трёх достижительных мотивов в сфере труда — высокого заработка, карьерного роста и интересной работы. Достижительная мотивация улучшает качество трудовой деятельности, а значит, способствует благосостоянию работника и экономическому росту страны. В предыдущих исследованиях показано, что мужчинам больше присущи достижительные мотивы труда и реализуют они их успешнее, нежели женщины. При этом ожидается, что в странах с культурой индивидуализма, высокими уровнями гендерного равенства и ВВП женщины будут проявлять больший интерес к работе, а следовательно, и к достижительным мотивам в сфере труда. В работе мы проверяем эту гипотезу. Эмпирической основой исследования служит волна Международной программы социальных исследований (International Social Survey Program — ISSP) за 2015 г. В выборку вошли респонденты, работающие по найму. Многоуровневый логистический регрессионный анализ показал, что мотивы высокого заработка и карьерного роста важнее для мужчин, тогда как мотив интересной работы — для женщин. Однако если интересная работа предпочтительна для женщин практически во всех странах, то более высокая ценность мотивов дохода и карьеры для мужчин наблюдается только в части стран. При этом мотивы высокого дохода и хорошей карьеры мужчины реализуют успешнее женщин, а по реализации мотива интересной работы различий между мужчинами и женщинами обнаружено не было. Вопреки первоначальной гипотезе, гендерный разрыв как по важности ценностей высокого дохода и карьерного роста, так и по успешности их реализации на практике в странах с культурой индивидуализма, с высоким ВВП на душу населения и уровнем гендерного равенства оказался выше, чем в странах с противоположными характеристиками. Таким образом, культура индивидуализма, более высокие показатели экономического развития и гендерное равенство не ведут к схожести достижительных мотивов мужчин и женщин и выравниванию их возможностей на рынке труда.

Биографии авторов

Анита Андреевна Поплавская, Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ

Аспирант факультета социальных наук
Аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Наталья Эдуардовна Соболева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Кандидат социологических наук
Научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2019-03-31
Как цитировать
ПоплавскаяА. А., & СоболеваН. Э. (2019). Реализация достижительных мотивов мужчин и женщин на рынках труда разных стран мира. Экономическая социология, 20(2), 51-85. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-2-51-85
Раздел
Новые тексты