Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удалённой работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных»

  • Денис Олегович Стребков Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Андрей Вячеславович Шевчук Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Анастасия Андреевна Лукина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Екатерина Георгиевна Мелианова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Алексей Витальевич Тюлюпо Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: электронные рынки, биржи удалённой работы, самозанятость, фрилансеры, выбор контрагента, конкурсы, большие данные

Аннотация

Принципиальной организационной инновацией информационной эпохи стало появление «электронных рынков» — торговых онлайн-площадок, призванных повысить эффективность взаимодействия между продавцами и покупателями товаров и услуг. Одним из примеров электронного рынка являются биржи удалённой работы, позволяющие самозанятым профессионалам (фрилансерам) и их заказчикам быстро и с небольшими издержками найти контрагента в любом уголке мира. Биржи удалённой работы существенно изменяют ландшафт занятости и трудовые отношения, актуализируя задачу изучения внедряемых ими контрактных практик и механизмов. При этом, как и любые другие интернет-сайты, биржи удалённой работы фиксируют огромные массивы разнообразной информации о пользователях и их действиях. Используя подобные «большие данные», мы провели исследование факторов победы в конкурсах для фрилансеров на бирже удалённой работы. Конкурс является одним из популярных механизмов отбора фрилансеров, подразумевающим открытое состязание между кандидатами по выполнению поставленной организатором конкурса (заказчиком) задачи с определением победителя и выплатой ему вознаграждения. В исследовании использованы открытые данные о конкурсах, проводившихся с ноября 2009 г. по ноябрь 2018 г. на одной из крупнейших русскоязычных бирж удалённой работы, собранные в автоматическом режиме при помощи технологии парсинга (от англ. parsing). Итоговая выборка включала 6169 конкурсов, в которых в совокупности приняли участие 335 613 человек, а число уникальных участников составило 45 174 человека. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии устойчивых признаков дискриминации на основании социально-демографических характеристик, а также о важной роли формализированной репутации (воплощённой в рейтингах и отзывах) и коммуникации между фрилансером и заказчиком (в форме взаимных комментариев), повышающих шансы фрилансера стать победителем в конкурсе. В статье также обсуждаются методологические проблемы, возникающие при работе с «большими данными». В целом данное исследование конкурсов на бирже удалённой работы позволяет глубже понять роль социальных факторов в функционировании новой электронной экономики на основе «больших данных», порождаемых самой этой экономикой.

Биографии авторов

Денис Олегович Стребков, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

к. с. н, старший научный сотрудник
Лаборатория экономико-социологических исследований
Доцент департамента социологии
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Андрей Вячеславович Шевчук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

к. э. н., Старший научный сотрудник
Лаборатория экономико-социологических исследований
Доцент департамента социологии
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Анастасия Андреевна Лукина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Магистр социологии
Стажер-исследователь
Центр изучения инноваций в образовании
Институт образования
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Екатерина Георгиевна Мелианова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Магистр социологии
Консультант Всемирного банка
Адрес: Россия, 121069, г. Москва, ул. Большая Молчановка, д. 36, стр. 1

Алексей Витальевич Тюлюпо, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Магистр социологии
Стажер-исследователь
Лаборатория экономико-социологических исследований
Департамент социологии
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2019-05-31
Как цитировать
СтребковД. О., ШевчукА. В., ЛукинаА. А., МелиановаЕ. Г., & ТюлюпоА. В. (2019). Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удалённой работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных». Экономическая социология, 20(3), 25-65. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-3-25-65
Раздел
Новые тексты