Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста

  • Александр Рубинштейн
Ключевые слова: театр; социологические исследования; предпочтения зрителей; посещаемость; цены; бюджетное финансирование; зарплата; доступность

Аннотация

В статье представлены результаты «Первого всероссийского социологического опроса театральных зрителей», охватившего все федеральные округа и субъекты Российской Федерации, почти 200 городов, в которых «прописаны» более 90% всех профессиональных театров, в отношении которых высказали своё мнение более 12 тыс. респондентов, ответивших на вопросы специально разработанной анкеты, размещённой на сайтах региональных отделений Союза театральных деятелей, специальных сайтах продажи театральных билетов и собственных сайтах театров, а также на сайтах ряда высших учебных заведений. В работе представлены впервые выявленные предпочтения публики, её отношение к репертуарной афише российских театров, к традиционным и новаторским постановкам, к творческому составу театров и расширению его функций, в том числе к демонстрации спектаклей в кинотеатрах. Принципиально новым результатом является измеренная зрительская оценка творческого потенциала российских театров, что дало возможность выяснить основные причины, мешающие его полной реализации. Полученная социологическая информация, характеризующая оценки и поведение театральных зрителей, и результаты экономического анализа с использованием данных официальной статистики позволили комплексно взглянуть на весь процесс создания спектаклей и их публичной демонстрации, на производство и потребление театральных благ, а также на взаимоотношения государственных и муниципальных театров с их учредителями, которые, выполняя свои бюджетные обязательства, финансируют театральную деятельность. Показано, что из-за бюджетного недофинансирования театров и коммерциализации их деятельности, вызвавших сверхинфляционный рост цен на билеты, около 30% зрителей (при их нынешнем уровне дохода) испытывают материальные трудности посещения спектаклей. Более всего «страдают» студенты и пенсионеры, что не только ухудшает качество их жизни, но и оказывает негативное влияние на воспроизводство театральной аудитории. На основе построения эконометрической модели сформулированы рекомендации, направленные на создание условий для наиболее полной реализации театрального потенциала и роста посещаемости.

Биография автора

Александр Рубинштейн

Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом экономики искусства и культурной политики Государственного института искусствознания. Адрес: Россия, 125009, Москва, Козицкий переулок, д. 5. Руководитель научного направления «Теоретическая экономика» Института экономики РАН. Адрес: Россия, 117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32. Заведующий кафедрой экономики искусства и культурной политики Школы-студии МХАТ. Адрес: Россия, 125009, Москва, Тверская ул., д. 6, стр. 7.

Опубликован
2019-11-30
Как цитировать
РубинштейнА. (2019). Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста. Экономическая социология, 20(5), 150-173. извлечено от https://demreview.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/10399
Раздел
Расширение границ