Доверие vs дезориентация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях

  • Дмитрий Тимошкин
Ключевые слова: «мигрантская» экономика; маргинальность; социальные медиа; доверие; социальный капитал; цифровые сообщества

Аннотация

В статье рассматриваются экономические практики, представленные в русскоязычных «мигрантских» группах в социальной сети «ВКонтакте». Под мигрантскими понимаются группы, которые позиционируются как коммуникационные площадки мигрантов, что отражено либо в названии группы (например, «Вестник мигранта») либо упомянуто в её описании. Мигрантские группы довольно распространённое явление: практически к каждому крупному российскому городу привязаны цифровые сообщества, позиционирующие себя как площадки для обсуждения миграционной тематики. Социальные медиа играют огромную роль в миграционных процессах, выступая как инструмент минимизации информационного дефицита, как один из действенных механизмов интеграции. Среди ключевых функций мигрантских социальных медиа — частичная компенсация дефицита социального капитала в принимающей стране; следовательно — минимизация связанных с тем или иным этапом миграционного процесса затрат и рисков. В то же время русскоязычные мигрантские цифровые сообщества редко попадают в исследовательское поле зрения. В связи с этим возникает вопрос: выполняют ли мигрантские площадки в российских социальных сетях те же функции? Можно ли говорить о существовании мигрантской экономики в русскоязычных цифровых медиа, и что она из себя представляет? Можно ли в принципе рассчитывать на извлечение из русскоязычных «мигрантских» площадок сколь-нибудь ценной информации об экономической активности мигрантов, учитывая все связанные с качественными исследованиями цифровых сообществ сложности? Поиск ответов на эти вопросы стал целью настоящего исследования. Были отобраны 40 русскоязычных групп в социальной сети «ВКонтакте», которые позиционировались как мигрантские. Затем был проведён поиск и анализ сообщений, содержащих упоминания о купле-продаже, обмене, аренде, дарении вещей, услуг и информации. В результате удалось построить несколько обобщений. В частности, «мигрантскую» экономику в сети «ВКонтакте» можно разделить на две категории — экономику «для мигрантов», и экономику «на мигрантах». И та, и другая связана с дефицитом информации и социального капитала. В первую группу мы отнесли практики безвозмездного предоставления «своим» информации и услуг, позволяющих отчасти ликвидировать этот дефицит или снизить издержки при его получении. Во вторую группу были отнесены практики, эксплуатирующие дефицит социального капитала мигрантов.

Биография автора

Дмитрий Тимошкин

Кандидат социологических наук, внештатный научный сотрудник Центр теоретической и прикладной политологии РАНХиГС. Адрес: Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, корп. 9. Старший научный сотрудник Лаборатории социально-антропологических исследований Томского государственного университета. Адрес: Россия, 634050, Томск, ул. Ленина, д. 36. Научный сотрудник Лаборатории исторической и политической демографии Иркутского государственного университета. Адрес: Россия, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, д 1

Опубликован
2019-11-30
Как цитировать
Тимошкин Д. (2019). Доверие vs дезориентация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях. Экономическая социология, 20(5), 53-73. извлечено от https://demreview.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/10397
Раздел
Новые тексты