Дети мигрантов в России: потребность в интеграционной образовательной поддержке
Аннотация
В работе рассматривается проблема интеграции детей мигрантов в российское общество посредством школьного обучения, а также предлагаются оценки числа детей мигрантов, потенциально испытывающих потребность в специфической образовательной поддержке.
Начиная с 2010-х годов появилось большое количество научных работ, изучающих положение детей мигрантов в России, при этом эффективность российских школ как инструмента интеграции детей мигрантов получает в литературе неоднозначные оценки: с одной стороны, исследователи критикуют отсутствие системной поддержки, а с другой – проводимые обследования статистически не подтверждают ни специфической для мигрантов академической неуспешности, ни социальной исключенности. Такая неоднозначность является следствием отсутствия понимания масштабов запроса мигрантов на интеграционную поддержку.
В рамках статьи проанализированы материалы пяти интервью и одной фокус-группы с экспертами из организаций, оказывающих языковую и академическую помощь детям мигрантов. Эксперты констатируют недостаточность существующей инфраструктуры поддержки детей мигрантов, а также заявляют о проблеме недооценки масштабов потребности в ней со стороны академического сообщества.
В работе впервые предложена оценка потенциального числа реципиентов интеграционной поддержки. При построении модели учитывались: число детей мигрантов в возрастах от 7 до 17 лет, проживавших в России на конец 2020 г.; и риск недостаточной языковой компетентности и академической неуспешности для этих групп. Коэффициенты риска были применены к оценкам численности детей мигрантов из избранных стран (Таджикистан, Узбекистан, Армения, Киргизия и Азербайджан), полученным на основе когортно-компонентной модели.
По результатам работы число детей, потенциально испытывающих потребность в образовательной поддержке, колеблется от 30 до 60 тыс. человек.
Скачивания
Литература
Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. (2012). Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой. Вопросы образования, 1, 176-199. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-1-176-199
Вандышев М.Н. (2019). Как обучать детей мигрантов - вместе или раздельно? Опыт педагогов Свердловской области. Вопросы образования, 2, 179-198. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-179-198
Деминцева Е.Б. (2019). Этнические vs социальные границы: дети мигрантов в школах. Этнографическое обозрение, 2, 98-113. https://doi.org/10.31857/S086954150004878-5
Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Опарин Д.А., Космидис Е.А. (2017). Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. Демографическое обозрение, 4(4), 80-109. https://doi.org/10.17323/demreview.v4i4.7529
Денисенко М.Б., Смирнова М.А., Степанова А.В. (2022). Выборочные обследования и переписи населения как источники данных о втором поколении мигрантов: зарубежный опыт. Вопросы статистики, 29(3), 46-60. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-5-46-60
Казенин К.И. (2017). Рождаемость в семьях мигрантов: Данные, гипотезы, модели (обзор зарубежных исследований). Демографическое обозрение, 4(4), 6-79. https://doi.org/10.17323/demreview.v4i4.7528
Козлова М.А., Михеев И.С. (2020) Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве. The Journal of Social Policy Studies, 18(4), 657-672. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-4-657-672
Макаров А.Я. (2010). Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах. Социологические исследования, 8 (316), 94 – 101. https://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-8/Makarov_13.pdf
Мукомель В. И. (2012). Особенности адаптации и интеграции представителей полуторного поколения мигрантов. В Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса/ РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ (cc. 8148-8156). Москва, РОС. http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part60.pdf
Нестерова А.А. (2018). Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки. The Journal of Social Policy Studies, 16(4), 645-660. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660
НИУ «Высшая школа экономики» (2017). Анализ миграционного профиля, проблема адаптации и интеграции мигрантов.
НИУ «Высшая школа экономики» (2020). Аналитический отчет о проведении экспертного опроса по вопросам адаптации детей-мигрантов в сфере образования в Санкт-Петербурге. http://www.spbredcross.org/images/2020/experts.pdf
Омельченко Е.А. (2019). Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 19 (2), 306-316. https://doi.org/ 10.22363/2313-0660-2019-19-2-306-316
Омельченко Е.А. (2021). Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество. Вестник Чувашского университета, 2, 142-157. https://doi.org/10.47026/1810-1909-2021-2-142-157
Панова Е.А. (2008). «Чужой» за школьной партой: представление учителей об этнических различиях. В Воронков В., Карпенко О., Осипов А. (Ред.). Расизм в языке образования (сс. 115 – 139). СПб.: Алетейя.
Росстат (2010). Всероссийская перепись населения 2010. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.html
Сороко Е.Л. (2014). Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации. Демографическое обозрение, 4 (4), 96 – 123. https://doi.org/10.17323/demreview.v1i4.1804
Уполномоченный по правам человека в городе Москве (2018). Проблемы защиты прав детей, не имеющих гражданства Российской Федерации, в городе Москве. https://ombudsman.mos.ru/Deyatelnost/documents/129
Флоринская Ю.Ф. (2012). Миграция семей с детьми в Россию: проблемы интеграции (по материалам социологических опросов Центра миграционных исследований). Проблемы прогнозирования, 4, 118-127. https://ecfor.ru/publication/migratsiya-semej-s-detmi-v-rossiyu/
Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. (2012). Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ. Народное образование, 1, 17-24. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/xtmfig4m85/59878503.pdf
Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. (2014). Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей мигрантов в образовательной среде. Культурно-историческая психология, 10 (1), 95—103. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n1/67635
Anisef P., Brown R.S., Phythian K., Sweet R., Walters D. (2010). Early School Leaving among Immigrants in Toronto Secondary Schools. Canadian Review of Sociology/Revue Canadienne de Sociologie, 47(2), 103–128. http://doi.org/10.1111/j.1755-618x.2010.01226.x
Christensen G., Stanat P. (2007). Language policies and practices for helping immigrants and second-generatiom students succeed. The transatlantic task force on immigration and integration. Migration Policy Institute. https://www.migrationpolicy.org/research/language-policies-and-practices-helping-immigrants-and-second-generation-students-succeed
Esser H. (2006). Migration, Sprache und Integration. (AKI-Forschungsbilanz, 4). Berlin, Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH FSP Zivilgesellschaft, Konflikte und Demokratie Arbeitsstelle Interkulturelle Konflikte und gesellschaftliche Integration -AKI-. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-113493
Impicciatore R., Giuseppe G., Paterno A. (2020). Migrants’ Fertility in Italy: A Comparison Between Origin and Destination. European Journal of Population, 36, 799–825, https://doi.org/10.1007/s10680-019-09553-w
International Organization for Migration (2019). World Migration Report 2020. Retrieved from https://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2020.pdf
Migration Policy Index (2020). Russia: Key findings 2020. Retrieved from https://www.mipex.eu/russia
Söhn J. (2011) Immigrants’ Educational Attainment: A Closer Look at the Age-at-Migration Effect. In: Wingens M., Windzio M., de Valk H., Aybek C. (eds). A Life-Course Perspective on Migration and Integration (pp. 27-53). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-1545-5_2