Гендерные отличия чувства безопасности в школе у подростков 14-17 лет

  • Марина Сергеевна Вырская Институт социального анализа и прогнозирования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Ключевые слова: чувство безопасности, школьная жизнь, подростки, детское благополучие, здоровье подростков, буллинг

Аннотация

Представленная работа основана на данных, собранных в рамках специального исследования детского благополучия (весна 2022 г.) среди школьников восьми регионов страны. Автор выдвигает гипотезу, согласно которой чувство безопасности подростка связано с его гендером и в зависимости от гендера имеет разные предикторы. Гипотеза проверяется методом линейной регрессии на общей выборке и двух подвыборках – мальчиках (n = 29 621) и девочках (n = 38 718) в возрасте 14-17 лет. В результате анализа гипотеза подтверждается лишь отчасти: чувство безопасности в школе зависит от гендера подростка – мальчики ощущают себя в большей безопасности, чем девочки, однако прочие контроли не зависят от гендера. Так, наиболее значимыми факторами чувства безопасности в школе как для мальчиков, так и для девочек являются отношение одноклассников, буллинг, наличие близких друзей и здоровье респондента. Однако в случае с девочками большее значение для чувства безопасности имеет здоровье и наличие близких друзей, а в случае с мальчиками – буллинг.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Бобровникова Н.С. (2021). Психологическая безопасность как важное условие профилактики буллинга в подростковой среде. Психология образования в поликультурном пространстве, 4(56), 6-13.

Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В. (2021). Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями. Психологическая наука и образование, 26(6), 164-175.

Гарифулина Э.Ш., Ипатова А.А. (2021). Опрос детей как обязательный элемент формирования индекса детского благополучия. Психологическая наука и образование, 26(6), 139-148.

Гилемханова Э.Н. (2019). Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника». Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 164-183.

Елисеева О.А. (2011). Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 132, 368-375.

Калабихина И.Е., Ипатова А.А., Рогозин Д.М. (2022). Круглый стол «Индекс детского благополучия: результаты исследования и пути развития», 19 декабря 2022 г. https://cwb-index.timchenkofoundation.org/

Карабанова О.А. (2019). Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников. Психологическая наука и образование, 24(5), 16-26.

Рюмина И.М. (2021). Содержательные характеристики самоотношения подростков, переживающих буллинг в школе. Проблемы современного педагогического образования, 71-3, 366-369.

Шабанова Т.Л., Бычкова К.А., Короткова А.С. (2021). Психологические факторы возникновения школьного буллинга у старших подростков. Нижегородский психологический альманах, 1(1), 190-199.

Ben-Arieh A.A. (2006). Measuring and monitoring the well-being of young children around the world. Education for All Global Monitoring Report 2007. Retrieved from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147444

Ben-Arieh A., McDonell J., Attar-Schwartz S. (2009). Safety and home–school relations as indicators of children well being: Whose perspective counts? Social Indicators Research, 90(3), 339-349.

Buranajaroenkij D., Win S.T. Gender-Based (2021). Violence Prevention in Schools in Myanmar: A Study from Taunggyi. Journal of Human Rights and Peace Studies, 7, 51-71.

González-Carrasco M., Casas F., Ben-Arieh A., Savahl S., Tiliouine H. (2019). Children’s perspectives and evaluations of safety in diverse settings and their subjective well-being: A multi-national approach. Applied Research in Quality of life, 14(2), 309-334.

Han S. (2021). School Violence in South Korea. Springer Singapore.

Kim Y. K., Sanders J.E., Makubuya T., Yu M. (2020). Risk factors of academic performance: Experiences of school violence, school safety concerns, and depression by gender. Child & Youth Care Forum, 49(5), 725-742. Springer US.

Koposov R., Isaksson J., Vermeiren R., Schwab-Stone M., Stickley A., Ruchkin V. (2021). Community violence exposure and school functioning in youth: cross-country and gender perspectives. Frontiers in public health, 9, 692402.

Kutsar D., Kasearu K. (2017). Do children like school–Crowding in or out? International comparison of children's perspectives. Children and Youth Services Review, 80, 140-148.

Lacoe J. (2020). Too scared to learn? The academic consequences of feeling unsafe in the classroom. Urban Education, 55(10), 1385-1418.

Lee B.J., Yoo M.S. (2015). Family, school, and community correlates of children’s subjective well-being: An international comparative study. Child Indicators Research, 8(1), 151-175.

Nano L., Aliaj S., Beqiri R. (September, 2021). Individual, family, and school climate factors as predictors of school violence. 4th International Conference on Modern Approach in Humanities and Social Sciences 2021. Zurich, Switzerland.

Raižienė S., Garckija R. (2013). Gender differences in subjective well-being and feeling of safety at school: Evidence from cross-lagged relations in a 1-year longitudinal sample. Socialinis Darbas, 12(1), 151-162.

Ramberg J. (2021). The association between parental support and adolescents’ psychological complaints: The mediating role of a good school climate. Children, 8(7), 550.

Sarriera J.C., Bedin L.M., Strelhow M.R.W. (2021). Perceptions of safety and subjective well‐being of Brazilian children. Journal of Community Psychology, 49(1), 218-227.

Zaplluzha S., Shahini M. (2016). Gender differences in the evaluation of school safety indicators according to adolescents in higher secondary schools in Prizren. International Journal of Adolescence and Youth, 21(1), 27-33.

Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
ВырскаяМ. С. (2022). Гендерные отличия чувства безопасности в школе у подростков 14-17 лет. Демографическое обозрение, 9(4), 126-137. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16746
Раздел
Оригинальные статьи