Расходы домохозяйств на дополнительное образование и здоровье детей в возрасте 10-17 лет в регионах России
Аннотация
Статья основана на данных онлайн опроса, проведенного среди родителей, имеющих хотя бы одного ребенка в возрасте 10-17 лет. Опрос проводился в восьми регионах страны, реализованная выборка составила 115 115 анкет. Для анализа отобраны наблюдения, в которых указан размер домохозяйства и указаны расходы хотя бы на одну из трат на ребенка – дополнительное образование и медицина. Подвыборка составила 100 397 анкет (87% от всей выборки). В статье показаны факторы, определяющие вероятность более высоких расходов домохозяйств на дополнительное образование и здоровье ребенка, в том числе состав и место проживания домохозяйства и др. Кроме того, было выявлено, что пол ребенка и его возраст являются значимыми факторами для размера расходов домохозяйства по рассматриваемым категориям. Девочки по сравнению с мальчиками зачастую оказываются более включенными в систему дополнительного образования, что влияет на уровень расходов их родителей на эту сферу. В младших возрастах бо́льшие траты на здоровье наблюдаются среди родителей мальчиков, но начиная с 13 лет в расходах на здоровье появляется дисбаланс в пользу девочек. Более высокие траты на здоровье девочек отчасти могут быть объяснены тем, что к 17-летнему возрасту большая доля девочек по сравнению с мальчиками имеет ограничения по здоровью. Кроме того, наблюдается существенная разница в доле мальчиков и девочек, занимающихся спортом (не в пользу последних), что также может быть фактором более высоких расходов на их здоровье.
Скачивания
Литература
Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Устинова Н.В., Антонова Е.В. (2017). Оценка качества проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 25(1), 23-29. http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-23-29
Бессуднов А.Р., Малик В.М. (2016). Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9 го класса средней школы. Вопросы образования, 1, 135-167. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-135-167
Богданов М.Б., Малик В.М. (2020). Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3(157), 391-421. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1603
Гусева Т.В. (2013). Роль карманных денег в экономической социализации подростков. Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, 4, 259-264.
Елизаров В.В., Синица А.Л. (2019). Факторы бедности семей с детьми и перспективы ее снижения. Уровень жизни населения регионов России, 15(2), 63-75. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10065
Кислицына О.А. (2018). Международный опыт измерения качества жизни (благополучия) детей. Проблемы современной экономики, 3(67), 103-106.
Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. (2022). Семьи с детьми старшего школьного возраста: потребность в социальной поддержке. Народонаселение, 25(3), 153-162. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.12
Кузнецов К.В. (2023) Оценка уровня потребления детьми в домохозяйствах. Статистика и экономика, 20(4), 12-20. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2023-4-12-21
Овчарова Л.Н. (Ред.) (2019). Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. Москва: Изд. дом ВШЭ, 157 c.
Asfaw A., Lamanna F., Klasen S. (2010). Gender gap in parents' financing strategy for hospitalization of their children: evidence from India. Health economics, 19(3), 265-279. https://doi.org/10.1002/hec.1468
Autor D., Figlio D., Karbownik K. et al. (2019). Family disadvantage and the gender gap in behavioral and educational outcomes. American economic journal: applied economics, 11(3), 338-381. https://doi.org/10.1257/app.20170571
Barcellos S., Carvalho L., Lleras-Muney A. (2012). Child gender and parental investments in India: Are boys and girls treated differently? American economic journal: applied economics, 6(1), 157-189. https://doi.org/10.1257/app.6.1.157
Beardsmore R., Siegler V. (Eds.) (2014). Measuring national well-being – exploring the well-being of children in the UK. Office for national statistics. https://www.basw.co.uk/system/files/resources/basw_20243-4_0.pdf
Behrman J.R., Pollak R.A., Taubman P.J. (1986). Do parents favor boys? International economic review, 27(1), 33-54. https://doi.org/10.22004/ag.econ.321326
Behrman J. (1988). Intrahousehold allocation of nutrients in rural India: Are boys favored? Do parents exhibit inequality aversion? Oxford economic papers, 40(1), 32-54. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.09.051
Bertrand M., Pan J. (2013). The trouble with boys: Social influences and the gender gap in disruptive behavior. American economic journal: applied economics, 5(1), 32-64. https://doi.org/10.1257/app.5.1.32
Blau D., Currie J. (2006). Pre-school, day care, and after-school care: Who’s minding the kids? Handbook of the economics of education, 2, 1163-1278.
Burton P., Phipps S. (2009). Economic costs of caring for children with disabilities in Canada. Canadian public policy, 35(3), 269-290. https://doi.org/10.1353/cpp.0.0022
Conti G., Heckmann J.J. (2012). The economics of child well-being. NBER Working Paper, 18466. Cambridge, MA: National bureau of economic research. https://doi.org/10.1007/978-90-481-9063-8_21
Cunha F., Heckman J. (2007). The technology of skill formation. American economic review, 97(2), 31-47. https://doi.org/10.1257/aer.97.2.31
Durante K.M., Griskevicius V., Redden J.P., White A.E. (2015). Spending on daughters versus sons in economic recessions. Journal of consumer research, 42, 435-457. https://doi.org/10.1093/jcr/ucv023
Fazrin I., Daha K.K., Musa K.I. (2022). The role of parents in preparing balanced menu with children’s nutritional status. Journal of nursing practice, 5(2), 229-238. https://doi.org/10.30994/jnp.v5i2.149
Hao L., Yeung W.J. (2015). Parental spending on school-age children: structural stratification and parental expectation. Demography, 52(3), 835-860. https://doi.org/10.1007/s13524-015-0386-1
Jordan A., Rees E. (2020). Children’s well-being indicator review. UK: Office for National Statistics. www. ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrenswellbeingind icatorreviewuk2020/2020-09-02
Karbownik K., Myck M. (2016). Who gets to look nice and who gets to play? Effects of child gender on household expenditures. Review of economics of the household, 15, 925-944. https://doi.org/10.1007/s11150-016-9328-y
Kornrich S., Furstenberg F.F. (2013). Investing in children: changes in parental spending on children, 1972–2007. Demography, 50, 1-23. https://doi.org/10.1007/s13524-012-0146-4
Lukemeyer, A., Meyers, M.K. Smeeding, T. (2000). Expensive children in poor families: out-of-pocket expenditures for the care of disabled and chronically ill children in welfare families. Journal of marriage and family, 62, 399-415. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2000.00399.x
Lundberg S., Rose E. (2004). Investments in sons and daughters: Evidence from the consumer expenditure survey. In A. Kalil, T. DeLeire (Eds.), Family investments in children: Resources and parenting behaviors that promote success (pp. 163-180). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
OECD (2015). How’s life? 2015: measuring well-Being. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/how_life-2015-en