Смертность пешеходов в России: устойчивое снижение в течение 25 лет?

  • Анастасия Ивановна Пьянкова Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»
  • Тимур Асфанович Фаттахов Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»
Ключевые слова: смертность пешеходов, смертность водителей и пассажиров, категории участников дорожного движения, статистика смертности, данные МВД, ДТП

Аннотация

В исследовании с использованием широкого круга источников данных (HCoD, IRTAD, UNECE statistical database, данные МВД) показано, что существенное превышение смертности пешеходов над смертностью водителей и пассажиров по данным Российской базы данных по рождаемости и смертности (РосБРиС) в России в 1988-1999 гг. – аномальное явление. Поэтому для оценки уровня смертности по категориям участников дорожного движения правомернее доверять данным МВД. В соответствии с ними в России смертность пешеходов никогда не превышала смертность водителей и пассажиров, и ее устойчивое снижение началось с 2003, а не с 1993 г. В 2008 г. смертность пешеходов впервые опустилась ниже минимальных значений советского периода, тогда как смертность водителей и пассажиров после взлётов и падений достигла уровня начала 1970-х годов только в 2015-2017 гг.

Использование данных государственной статистики смертности можно рекомендовать при рассмотрении дифференциальной дорожно-транспортной смертности: по полу, возрасту и типу местности (город/село). В то же время оценивать различия в смертности в разрезе категорий участников дорожного движения на ее основе следует с осторожностью. При проведении ретроспективных исследований предпочтительно опираться на следующие базы данных: The Human Cause-of-Death Database (HCoD) c 1988 г., РосБРиС с 1970 по 1988 г. и после 1999 г.

Имеются основания предполагать, что сложности в анализе долгосрочных тенденций смертности по категориям участников дорожного движения на основе государственной статистики смертности могут возникать во всех постсоветских странах, где использовалась советская краткая номенклатура причин смерти. Помимо этого показано, что при анализе дорожно-транспортной смертности по категориям участников на основе агрегированных рубрик кратких листов причин смерти важно учитывать степень распространенности кода V89 «Несчастный случай, связанный с моторным или немоторным транспортным средством неуточненного вида».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Bhalla K., Khurana N., Bose D., Navaratne K.V., Tiwari G., Mohan D. (2017). Official government statistics of road traffic deaths in India under-represent pedestrians and motorized two-wheeler riders. Injury Prevention, 23(1), 1–7. https://doi.org/10.1136/injuryprev-2016-042053

Charters K.E., Gabbe B.J., Mitra B. (2017). Population incidence of pedestrian traffic injury in high-income countries: A systematic review. Injury, 48(7), 1331–1338. https://doi.org/10.1016/j.injury.2017.05.021

Danilova I., Shkolnikov V.M., Jdanov D.A., Meslé F., Vallin J. (2016). Identifying potential differences in cause-of-death coding practices across Russian regions. Population Health Metrics, 14(1). https://doi.org/10.1186/s12963-016-0078-0

Eid H.O., Abu-Zidan F.M. (2015). Pedestrian injuries-related deaths: A global evaluation. World Journal of Surgery, 39(3), 776–781. https://doi.org/10.1007/s00268-014-2853-z

Hu G., Ma S., Zhou M. (2012). Hidden increasing pedestrian fatality between 2006 and 2010 in China: findings from non-police-reported data. Injury Prevention, 18 (Suppl 1), A220.3-A221. https://doi.org/10.1136/injuryprev-2012-040590v.7

Li Q., He H., Liang H., Bishai D.M., Hyder, A.A. (2016). One outcome, many trends: Understanding national data sources for road traffic fatalities in China. American Journal of Public Health, 106(10), 1793–1795. https://doi.org/10.2105/AJPH.2016.303287

Mack K.A., Hedegaard H., Ballesteros M.F., Warner M., Eames J., Sauber-Schatz E. (2019). The need to improve information on road user type in National Vital Statistics System mortality data. Traffic Injury Prevention, 20(3), 276–281. https://doi.org/10.1080/15389588.2019.1576036

Mesle F., Shkolnikov V., Hertrich V., Vallin J. (1996). Recent trends in mortality by causes of death in Russia during 1965-1994 [In French and Russian]. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/shkol/shkol.html

Naci H., Chisholm D., Baker, T.D. (2009). Distribution of road traffic deaths by road user group: A global comparison. In Injury Prevention (Vol. 15, Issue 1, pp. 55–59). BMJ Publishing Group Ltd. https://doi.org/10.1136/ip.2008.018721

NITS po BDD MVD SSSR. Dorozhno-transportnyye proisshestviya v SSSR (Statisticheskiy sbornik za 1970-1989). (in Russ).

NITS po BDD MVD SSSR (1990). Dorozhno-transportnyye proisshestviya v SSSR (1985-1989 gg.). (in Russ).

Prestupnost' i pravonarusheniya v SSSR. Statisticheskiy sbornik.1989 (1990). (in Russ).

Pyankova A.I., Fattakhov T.A. (2020). Road traffic mortality in Russia: definitions, trends and perspectives. Demographic Review, 6(5), 120–140. https://doi.org/10.17323/demreview.v6i5.11463

Pyankova A.I., Fattakhov T.A., Bakanov K.S., Yurasova E.D. (2019). Road traffic mortality in Moscow: record linkage study using police data and vital statistics. Demographic Review, 6(1), 151-176. https://doi.org/10.17323/demreview.v6i1.9115

Semenova V.G, Antonova O.I., Nikitina S.Yu., Borovkov V.N., Yevdokushkina G.N. (2013). The issues of reliability of mortality statistics due to traffic accidents. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii [Health care of the Russian Federation], 4, 33-37 (in Russ). Retrieved from http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0593/analit01.php

Sengoelge M., Laflamme L., El-Khatib Z. (2018). Ecological study of road traffic injuries in the eastern Mediterranean region: Country economic level, road user category and gender perspectives. BMC Public Health, 18(1). https://doi.org/10.1186/s12889-018-5150-1

Singh P., Lakshmi P.V. M., Prinja S., Khanduja P. (2018). Under-reporting of road traffic accidents in traffic police records- a cross sectional study from North India. International Journal Of Community Medicine And Public Health, 5(2), 579. https://doi.org/10.18203/2394-6040.ijcmph20180232

UNECE Statistical Database (2020). Persons Killed or Injured in Road Traffic Accidents by Category of User. https://w3.unece.org/PXWeb2015/pxweb/en/STAT/STAT__40-TRTRANS__01-TRACCIDENTS/09_en_TRAccKTGory_r.px/

Vishnevsky A.G. (Ed.) (2017). Mortality from external causes in Russia since the mid-20th century. Moscow: HSE Publishing House (in Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1397-2

World Health Organization. (2018). Global status report on road safety 2018.

Yasin Y.J., Grivna M., Abu-Zidan F.M. (2020). Reduction of pedestrian death rates: a missed global target. World Journal of Emergency Surgery, 15, 35. https://doi.org/10.1186/s13017-020-00315-2

Опубликован
2020-12-27
Как цитировать
ПьянковаА. И., & ФаттаховТ. А. (2020). Смертность пешеходов в России: устойчивое снижение в течение 25 лет?. Демографическое обозрение, 7(4), 62-81. https://doi.org/10.17323/demreview.v7i4.12044
Раздел
Оригинальные статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)